» Модные истоки » Теория моды » Цвет хаки, камуфляж и части военного снаряжения как элементы стиля в одежде, или Несколько слов об истории милитари

 
 
 

Цвет хаки, камуфляж и части военного снаряжения как элементы стиля в одежде, или Несколько слов об истории милитари

Автор: Ольга Пурчинская от 12-11-2019, 22:30, посмотрело: 315

Мода циклична, уникальна и неповторима. Если мы внимательно посмотрим на историю костюма, то увидим, что один раз в несколько поколений на передний план выходят черты, имевшие успех в далеком (а иногда и обозримом) прошлом. При этом каждое новое направление самобытно и обладает остроактуальными, характерными особенностями.

На протяжении многих столетий на внешний вид как женского, так и мужского платья ключевое влияние оказывала архитектурная форма. Глядя на наряды богатых вельмож эпохи Средневековья, можно увидеть элементы двух самых распространенных тогда стилей светских и религиозных построек – романского и готического. А для костюма времен барокко характерны причудливость и вычурность зданий и предметов интерьера.

Цвет хаки, камуфляж и части военного снаряжения как элементы стиля в одежде, или Несколько слов об истории милитариСамая глобальная эволюция стиля, а вместе с ним и костюма началась в ХХ столетии. Лишь сравнительно недавно, в обозримом прошлом, одежда стала удобной, комфортной, пригодной для того безумного забега-марафона, в который превратилась жизнь современного человека. Одним из наиболее популярных вот уже более полувека является стиль милитари. Этот интересный, узнаваемый вид костюма, как мужского, так и женского, регулярно вдохновляет дизайнеров на создание сезонных, капсульных и круизных коллекций. Заслуживают внимания и вариации на военную тематику, выполненные в категории Haute Couture.

Что же такое милитари? Прежде всего, это одно из направлений выходного и повседневного костюма, относящееся к группе унисекс. Из названия понятно, что для такого стиля характерно использование в одежде элементов военной формы – особой обуви, специфического «защитного» цвета хаки (камуфляж), выделяющихся головных уборов (прежде всего, беретов) и аксессуаров (пояса с пряжками, брелоки и жетоны в форме гранат, пуль и т.д.).

Первая волна неслыханной популярности стиля милитари пришлась на 1960-е годы. Это была форма протеста американской и европейской молодежи против действий политического режима. А вот непосредственное рождение «армейского» образа в одежде относится к годам англо-бурской войны (1899 – 1902). Тогда британские солдаты носили мундиры ярко-красного цвета. Возможно, в этом заключалась причина череды сокрушительных поражений, которые армия королевы Виктории терпела одно за другим. Немного поразмыслив, полководцы приняли решение переодеть своих воинов в форму менее броского, кричащего зелено-коричневого оттенка, позднее названного защитным.

Когда стиль милитари обрел популярность среди гражданского населения, дизайнеры начали экспериментировать с цветовой гаммой. Сохраняя внешнюю стилистику военной одежды, они активно пробовали самые разные оттенки, в том числе ярко-красный, розовый, оранжевый, желтый, небесно-голубой, ярко-синий и т.д.

Костюм из модной ткани сочного цвета, мимикрирующий под одежду бравых борцов за мир во всем мире, смотрится очень оригинально. Такая одежда подходит на любую фигуру, ловко маскируя ее недостатки. Сегодня оригинальный «защитный» раскрас и его разноцветные стилизованные модификации можно увидеть на всевозможных предметах гардероба, в том числе платьях, юбках, шортах, туфлях, плащах, пальто, шарфах и головных уборах.

Впечатляет разнообразие моделей, относящихся к стилю милитари. Это могут быть как бесформенные, необъятные, мешкообразные плащи-палатки и знаменитые шинели, так и строгие, элегантные мундиры классического кроя (такая форма военной одежды – привилегия офицеров).

Начиная со второй половины ХХ века и по сей день дизайнеры, охватывающие все сегменты fashion-рынка, регулярно создают сезонные, капсульные и круизные коллекции с элементами милитари. Одежда, стилизованная под военную, в разные годы становилась неотъемлемым атрибутом образов персонажей различных молодежных движений и субкультур. Бесформенная и подчеркнуто геометрическая, свободная и приталенная униформа обязательно входила в экипировку панков, рэперов, скинхедов, рокеров, хиппи и других популярных сообществ.

В 1960-е годы среди британской молодежи необычайную популярность обрели безразмерные куртки, декорированные яркой аппликацией – логотипом американских ВВС. А рокерам пришлись по вкусу элементы униформы офицеров фашистской Германии – значки, эмблемы, головные уборы. Миролюбивые хиппи в вопросах имиджа остановили свой выбор на костюмах бундесвера (вооруженные силы ФРГ). Панкам наиболее симпатичны оказались художественно порванные солдатские брюки с бесчисленными карманами, майки цвета хаки, темно-зеленые кожаные пальто а-ля Гестапо и специальные ремни-патронташи, придававшие им брутальный, воинственный, устрашающий вид.

Необычайная популярность стиля милитари объясняется, прежде всего, доступными ценами и износостойкостью изделий. Такая одежда не требовала частых стирок, носить ее можно было годами. Если неосторожный человек рвал брюки на коленях, искусно наложенная заплата, особенно контрастная по цвету и структуре ткани, делала костюм еще интереснее. Для представителей всевозможных субкультур военная униформа была важнейшим символом равноправия полов, за которое еще полвека назад усиленно, яростно и вполне успешно боролись.

В нашей стране в годы СССР широкое распространение получила практика создания новой одежды путем некоторых переделок уже имеющихся изделий. Из военной униформы мастерицы буквально за 2 часа могли сделать майку, рубашку, платье или халат. Эти вещи были очень прочными, износостойкими и могли прослужить не один год. Некоторые умельцы создавали из солдатской униформы детскую одежду. Удобные, качественные наряды выдерживали подвижные игры, в том числе «в войнушку». Колени и локти наиболее активных участников шуточных сражений затем украшали яркие заплатки контрастного цвета и фактуры.

Для современной моды характерно смешение стилей. Повсюду встречаются попытки сочетать несочетаемое в своем облике, иногда весьма успешные. Сейчас никого не удивит, например, сочетание элегантного платья-футляра или аналогичного наряда силуэта new look с почти мужскими ботинками на грубой подошве. Вопрос о том, хорошо это или плохо, каждый человек решает для себя в индивидуальном порядке. Некоторым людям удается подобрать интересные ансамбли, выгодно выделяющие их из толпы.

Уникальность стиля милитари заключается в том, что он родился в непростые времена финансовых, политических и экономических кризисов. Людям тогда было не до модных тенденций, им приходилось довольствоваться наиболее доступными вещами. К решению вопросов собственного внешнего вида и мужчины, и женщины подходили креативно, с фантазией. Настоящие умельцы, перешивая для себя военную одежду, создавали подлинные шедевры, уникальные, эксклюзивные, красивые. Мундиры, обретавшие таким способом новую жизнь, дарили своим обладателям много положительных эмоций, не знали износа, служили верой и правдой десятилетиями.

Молодежь активно присоединялась к поклонникам милитари, в том числе, по причине неискоренимого желания подражать своим кумирам, во многом (а иногда и полностью) копируя их образ. Современные модники носят наряды абсолютно светских, гражданских форм и фасонов, сшитых из материалов цвета хаки.

Сейчас многие дизайнеры стабильно включают в свои сезонные, круизные и капсульные коллекции несколько образов военной тематики. Это могут быть пальто или плащи, стилизованные под шинели; классические брюки-сигареты с контрастными заплатками, вышивками или аппликациями; головные уборы, формой своей напоминающие фуражки или шлемы и т.д.

Модельеры активно экспериментируют с формами и фасонами. Так, современные мундиры могут оказаться не приталенными, а несколько более свободными. Гражданским лицам, не привыкшим постоянно держать себя в тонусе, этот вид костюма будет куда более удобен. Впрочем, необходимость постоянно втягивать живот и следить за осанкой весьма полезна каждому человеку, независимо от профессии, рода деятельности и увлечений.

Ольга Пурчинская

Фотография Марии Ипполитовой

Категория: Модные истоки » Теория моды