» Модные истоки » Из истории » История о том, как платье без рукавов формировало стиль русских женщин на протяжении веков

 
 
 

История о том, как платье без рукавов формировало стиль русских женщин на протяжении веков

Автор: Ольга Пурчинская от 20-04-2020, 22:49, посмотрело: 546

Апрель 2020 года большинство жителей России вынуждены проводить «в добровольной изоляции», лишь изредка покидая свои дома для совершения самых необходимых покупок. Наиболее модными на сегодняшний день элементами гардероба стали дизайнерские вариации на тему защитных масок. Обыкновенная одежда сейчас не значится в списках товаров, которые нужно срочно купить. Куда ее носить, для чего облачаться в яркие, красочные наряды, если передвижения сейчас проходят по маршруту «дом-магазин», «дом-аптека» или «дом-поликлиника»?

У природы свои законы, все развивается циклически, картина круговорота наблюдается ежегодно, различия и погрешности пренебрежимо малы. За зимой всегда идет весна, которую сменяет лето, затем осень, потом снова зима и так далее. «Самоизоляция» рано или поздно закончится, и нам всем захочется появиться на городских улицах, в садах и парках в ярких, красочных одеждах. Жаркими летними вечерами особенно комфортными покажутся открытые платья или сарафаны из легких, струящихся материалов. Это и модно, и стильно, и удобно.

А знаете ли вы, что такое сарафан и как он попал в гардероб современной модницы? Предлагаю совершить увлекательное путешествие в историю костюма, не покидая своего жилища.

Для начала давайте выясним, что такое сарафан. Это предмет женского гардероба, представляющий собой платье без рукавов. В вопросе корней термина ученые и историки моды до сих пор не пришли к общему мнению. Большинство специалистов склоняются к версии персидского (sarapa) происхождения.

История о том, как платье без рукавов формировало стиль русских женщин на протяжении вековУже в стародавние времена сарафаны шились из совершенно разных материалов и отличались покроем. Этот вид одежды был представлен в гардеробах высокородных знатных дам и бедных простолюдинок. «Русские народные платья» носили в будни и праздники, утром и вечером, дома и в гостях. В сарафанах ходили решительно все – и княгини, и боярыни, и купчихи, и мещанки, и крестьянки, и юные, и зрелые, и пожилые.

Исторически сарафан принято считать русским национальным костюмом. Тем не менее, аналогичные по крою, форме и внешнему виду облачения можно встретить на картинах художников многих стран Центральной, Западной, Северной и Восточной Европы, а также Скандинавского полуострова.

Первые документальные упоминания о сарафанах зафиксированы в летописях патриарха Никона от 1376 года. С тех пор его носили повсеместно – и в крупных городах, и в деревнях.

Этот удобный вид просторного платья, который можно надеть поверх рубахи, быстро обрел популярность не только на Руси, но и в странах Северной и Восточной Европы. В зависимости от времени года, ткань могла быть как плотной, так и легкой. Простолюдинки носили сарафаны из грубого полотна, дворянкам одежду шили из нежных, струящихся материй. Праздничные, выходные изделия мастерицы украшали вышивкой ручной работы. Сейчас некоторые из них можно встретить в экспозиции многих отечественных музеев – это настоящие произведения искусства. Интересно, что крестьянская одежда декорирована не менее красиво, чем роскошные наряды элиты. Русские мастерицы, вооружившись нитками и иголками, создавали истинные шедевры как для своих барынь и барышень, так и для себя, родных и близких.

Сарафан пользовался необычайной популярностью не только у русского, но и у некоторых других славянских народов, прежде всего, украинцев, белорусов, поляков. Это красочная, удобная одежда, подчеркивающая женственность. Свободный покрой сарафана делает его подходящим как стройным женщинам, так и дамам «с формами». Под такой костюм не требовалось надевать утягивающее нижнее белье, в частности, корсет, что благоприятно сказывалось на здоровье крестьянок и купчих, пока высокородные женщины сдавливали себе диафрагму в лучших традициях европейской моды.

Внешний вид, расцветка, форма, длина и фактура сарафанов – постоянная эволюция моды и стиля. По-разному выглядели наряды, предназначенные для будней и праздников, для молодых и зрелых, для зимы и лета, для работ в доме и в поле и т.д. Каждый регион нашей необъятной родины, любая другая страна, новая эпоха вносили множество изменений во внешний вид сарафанов.

На сегодняшний день принята такая типовая классификация сарафанов:
1. Глухой, слабо раскошенный;
2. Сильно раскошенный, с откидными рукавами;
3. Со швом спереди или на пуговицах;
4. Прямого кроя, на лямках или бретельках;
5. Юбка с лифом.

Также сарафаны делятся на группы согласно крою:
1. Прямой (простейшая, а потому самая популярная модель; этот вид женского костюма особенно наиболее часто носили жительницы Московской губернии);
2. Косоклинный (распашной, с разрезом или швом посередине, спереди; такие сарафаны чаще шили для праздников, соответственно, щедро украшались вышивкой, аппликациями, всевозможными камнями, в том числе драгоценными);
3. Туникообразный (этот вид женского русского костюма изготавливался из цельного куска ткани, либо сшивался из двух фрагментов материала; для такого изделия характерен глухой крой);
4. Полуплатье (прямое одеяние длины макси, крой прямой, лиф на кокетке; этот вид сарафана отличается красотой, женственностью, изяществом и элегантностью).

Шедевры русских мастериц отличались сложным кроем, состояли из множества мелких деталей. Такие изделия были неудобны, прежде всего, из-за внушительного веса. Особенно тяжелыми становились выходные и праздничные сарафаны. Теплый вариант женского национального костюма изготавливался их так называемой «волосины» - специально обработанной шерсти овцы. Предварительно сотканный материал окрашивался в черный цвет при помощи специального отвара из дуба и ольхи.

Праздничные сарафаны украшались красным читаном – тонкой (около 1 см) домотканной шерстяной тесьмой. Такой декор подчеркивал красоту подола. На лиф изделия мастерицы пришивали тонкую полоску мягкого бархата (на костюмах княгинь и боярынь, разумеется, подобных украшений было намного больше, да и основное сырье отличалось куда более качественной выделкой и бережной, деликатной обработкой).

Сарафаны у русских женщин были не только выходной, праздничной и рабочей одеждой, но и предметом домашнего гардероба. Например, так называемый саянсарафан прямого покроя из ситца, собранный в мелкую складку по бокам и спине. В подобном костюме девушки и женщины готовились ко сну, выходить из своих комнат в таком виде не позволялось правилами этикета. Цвет саяна определялся возрастом модницы: молодые девушки носили бордовые или красные платья, а дамы постарше отдавали предпочтение синим и черным.

Яркие, цветные сарафаны появились в гардеробе русских крестьянок лишь в начале XIX века. Причина проста: в то время широко распространилось фабричное производство разнообразных тканей всех мыслимых и немыслимых расцветок. Стоило изготавливаемое в огромных количествах полотно не очень дорого, так что даже самые малообеспеченные слои населения могли позволить себе регулярные красочные обновки.

История о том, как платье без рукавов формировало стиль русских женщин на протяжении вековУ предков современных славян сарафаны считались символом изящества, целомудрия, нежности и женственности. Этот предмет гардероба популярен и среди современных модниц. Очень многие женщины, девочки и девушки с удовольствием щеголяют в длинных летних платьях на широких бретельках из ярких материй, иногда с замысловатыми узорами, орнаментами, аппликациями и иными декоративными элементами. Прекрасный выбор в жаркий летний день! Не менее интересна строгая, классическая, офисно-деловая вариация на тему сарафана. Изделие средней длины носится в комплекте с рубашкой или блузкой. Получается очень стильный, изысканный, элегантный ансамбль, идеально подходящий для работы и учебы.

Одна из наиболее знаменитых восточных вариаций на тему сарафана – знаменитое индийское одеяние сари, которое облегает изящный стан, красиво драпируется и дополняется самыми разными украшениями, от самой простой звонкой бижутерии до баснословно дорогих драгоценностей. Также среди «родственников» знаменитого женского русского костюма – античные туники (Древняя Греция) и тоги (Древний Рим).

Первые документальные упоминания о русских сарафанах зафиксированы еще в эпоху Средневековья (XIII в.), но неотъемлемой частью национальной материальной культуры быта он стал значительно позже – начиная с XV столетия. Интересно, что изначально это был элемент вовсе не женского, а мужского костюма, в нем ходили, главным образом, воеводы. Изделия изготавливались из очень прочного льна и отличались самой простой прямой линией кроя.

В дамский гардероб «самое русское одеяние» перекочевало в XVI – XVII вв. О том, как это случилось, история умалчивает. Зато есть немало доказательств – документальных свидетельств и произведений искусства, - позволяющих сделать вывод, что с тех пор сарафаны стали носить представительницы всех сословий, от княгинь и боярынь до вольных и крепостных крестьянок.

В эпоху Петра I в нашей стране стремительно развивалась мода на все европейское. Коснулось это, прежде всего, внешнего вида высокопоставленных подданных. Сарафаны тогда перестали носить повсеместно, но еще долго этот предмет гардероба активно использовали представительницы непривилегированных сословий – купчихи, простолюдинки, крестьянки.

В годы царствования Екатерины II сарафаны вернулись в гардероб высокопоставленных дам (простолюдинки отдавали предпочтение этому удобному виду одежды, невзирая на модные тенденции, важные для господ). При дворе всех последующих правителей Российской Империи у придворных считалось особым шиком появиться на костюмированных балах в этом исконно русском наряде. Праздничные наряды шились из баснословно дорогих, роскошных материалов (шелка, бархата, парчи), щедро украшались ручной вышивкой, кусочками меха, драгоценными камнями. Такие сарафаны с нескрываемым удовольствием носили даже царицы и великие княжны.

Существует несколько уникальных особенностей, выделяющих русский сарафан из множества похожих изделий.

1. Несмотря на простой классический крой, изделия отличаются женственностью и изяществом. Этот эффект достигается за счет многослойности костюма: как уже упоминалось выше, под сарафан одевалась легкая или теплая рубаха, сверху многие женщины накидывали платки или шали. Праздничному одеянию дополнительную нарядность придавали украшения – яркие бусы, серьги, браслеты. Такую роскошь могли позволить себе не только высокородные дамы, но и крестьянки, главным образом замужние;
2. Сарафаны «на каждый день» никогда не бросались в глаза, цветовая палитра была темная, сдержанная: в женском гардеробе преобладали платья черного, коричневого, темно-синего, темно-серого и болотно-зеленого цветов;
3. Торжественные, парадные, выходные и праздничные [i]сарафаны отличались яркими, сочными оттенками. Также они часто шились из материалов с крупными цветочными узорами. Кудесницы-вышивальщицы трудились, не покладая рук[/i].

Классический русский сарафан на протяжении многих десятилетий вдохновляет дизайнеров ведущих Домов Моды, работающих в категориях Haute Couture и Pret-a-porter de luxe, на создание истинных шедевров декоративно-прикладного искусства. Невероятной красоты вышивки, аппликации, композиции из драгоценных камней, мехов, бисера, стекляруса и кусочков кожи надолго приковывают восхищенные взгляды ценителей прекрасного как к старинным изделиям, так и к плодам творчества современных мастеров.

Сарафан – настолько удобная, комфортная одежда, что регулярно попадает в гардероб современных мобильных, активных модниц. Одинаковым успехом пользуются и строгие монохромные «офисные» варианты, и яркие, веселые, пестрые наряды для жарких летних дней. В прошлом и позапрошлом годах погода не позволила московским девушкам долго щеголять в такой одежде, но у них сохранилось много красивых нарядов, которые спокойно дожидаются своего часа в платяных шкафах.

Ольга Пурчинская

Категория: Модные истоки » Из истории